Дорожная безопасность
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Организация работы
по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма
в МБ ДОУ д/с № 6 «Сказка» г.Ипатово
Отдавая ребенка в детский сад, любой родитель должен быть уверен в том, что их детям здесь будет безопасно, комфортно, тепло и уютно, здесь ребенок получит образование.
Приоритетным в работе всего коллектива детского сада № 6 является укрепление и сохранение физического и психического здоровья воспитанников.
В учреждении создана система обеспечения безопасности, которая включает в себя: пожарную, антитеррористическую, техническую, гигиеническую безопасность, охрану жизни и здоровья воспитанников.
Особое место отводится работе по обучению детей правилам дорожного движения, формирования у дошкольников осознанного поведения на улице. Со дня открытия ДОУ, в учреждении ведется систематическая, планомерная работа в данном направлении. Педагогический коллектив детского сада убежден в том, что обучение детей правильному поведению на дорогах необходимо начинать с раннего возраста.
Целью педагогического коллектива является воспитание из сегодняшних дошкольников грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения.
Задачи:
– Создание оптимальных условий для формирования устойчивых навыков осознанного, безопасного поведения воспитанников на улицах и дорогах города;
– повышение эффективности воспитательно-образовательного процесса по профилактике дорожно-транспортного травматизма в образовательном учреждении;
– всестороннее использование практических форм и методов обучения и воспитания;
– развитие сотрудничества, сотворчества и совместной деятельности работников ГИБДД, педагогов, родителей, представителей общественных организаций;
– повышение компетентности педагогов и родителей (законных представителей) в вопросах детской безопасности;
– привлечение внимания общественности, родителей (законных представителей) к воспитанию у детей навыков безопасного поведения на дорогах.
Профилактика дорожно-транспортного травматизма в МБДОУ д/с № 6 «Сказка» г.Ипатово осуществляется в следующих основных направлениях: создание материально – технической базы, предметно – развивающей среды; работа с педагогами; работа с детьми; работа с родителями (законными представителями) воспитанников; взаимодействие с социумом.
Материально – техническая база
МБДОУ д/с № 6 «Сказка» г.Ипатово функционирует в помещении, отвечающем санитарно-гигиеническим, противоэпидемическим требованиям и правилам пожарной безопасности. В дошкольном учреждении создана материально–техническая база для жизнеобеспечения и развития детей, ведется систематическая работа по созданию предметно–развивающей среды. Работа всего персонала направлена на создание комфорта, уюта, положительного эмоционального климата воспитанников.
При формировании представлений дошкольников о правилах дорожного движения предметно – развивающая среда должна быть не только разнообразной и разноплановой, но и функциональной: дети должны овладевать игрой, общением в процессе ознакомления с правилами дорожного движения, интегрировать в процессе игры разные виды детской деятельности.
На территории детского сада, на асфальте, имеется дорожная разметка, позволяющая проводить игровые и практические занятия с детьми на свежем воздухе.
В холле и группах детского сада имеются информационные стенды для родителей (законных представителей), на которых регулярно обновляется информация по данной проблеме.
Содержание образовательного процесса в учреждении выстроено в соответствии с примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы. В помощь воспитателям по организации обучения детей правилам дорожного движения в методическом кабинете детского сада создан учебно- методический комплекс, содержащий:
- обучающие видеофильмы;
- комплекты плакатов «Правила дорожного движения»;
- картотека бесед, прогулок, игр, стихотворений, загадок для детей разных возрастов;
- конспекты сценариев праздников, экскурсий, бесед, консультаций, конспектов занятий и развлечений;
- наглядные пособия;
- методическая и художественная литература;
- макет светофора;
- наборы дорожных знаков;
- светоотражающие элементы;
- подписка на газету «Добрая дорога детства» и др.
В каждой возрастной группе оформлены тематические уголки по ПДД, в которых широко представлен наглядный и демонстрационный материал. В уголках имеются:
– атрибуты для сюжетно-ролевых игр с дорожной тематикой;
– комплекты дорожных знаков;
– наглядно-иллюстративные материал;
– обучающие и развивающие игры;
– детская художественная литература;
– картотека стихов, загадок, считалок, поговорок, пословиц;
– наборы специализированных машин;
– жезлы, рули и пр.
Работа с педагогами
В ДОУ ведется регулярная и планомерная просветительная работа среди педагогов по проблемам профилактики детского дорожно – транспортного травматизма.
В каждой возрастной группе имеются тематические планы работы по изучению ПДД, разработаны план – конспекты занятий в группе, на улице, в автогородке, сценарии развлечений, родительских собраний и пр.
С педагогами в течение года проводятся информационно-практические обучающие занятия, консультации, выставки, мастер-классы, изготовление методических игр и пособий, обзор литературы, семинары, конкурсы педагогического мастерства; встречи с сотрудниками ГИБДД.
Работа с детьми
Обучение детей правилам дорожного движения начинается с раннего возраста и организовано во всех возрастных группах детского сада.
В ранней и младшей группе в уголках по ПДД дети играют и приобретают знания о том, что на улицах города есть большие и маленькие дома, дорога и тротуар, отличают понятия «улица» и «дорога». Играя с машинами, учатся различать легковой и грузовой транспорт, учатся правилам поведения в транспорте, на тротуаре, при переходе дороги, что главным на дороге является светофор.
В средней группе оформлен уголок с перекрестком. Дети, играя, знакомятся с элементами разметки «зебра», «разделительная линия», одностороннее двустороннее движение. Во время сюжетно-ролевой игры дети учатся правилам перехода проезжей части, узнают, что на дорогах есть знаки, которые предупреждают пешеходов и водителей о том, что их ждет впереди.
Основная работа по обучению детей правилам дорожного движения продолжается в старшей и в подготовительной группе. Содержание материала в этих группах более сложное: в уголках обозначены различные типы перекрестков с нанесенной разметкой, тротуары, остановки транспорта, различные виды знаков. Дети знакомятся с таким понятием, как «многополосное движение», «островок безопасности», «опасные ловушки».
Основным направлением работы является интеллектуально-игровая деятельность в виде занимательных игр, логических задач, головоломок, кроссвордов, развивающих сообразительность, внимание, самостоятельность.
Обучение правилам дорожного движения проводятся и на занятиях по разным видам деятельности (рисование, конструирование, развитие речи, музыкальные занятия, физкультурные занятия).
Значительное место отводится практическим формам обучения: игре, наблюдению, целевым прогулкам, во время которых дети могут изучать на практике правила для пешеходов, наблюдать дорожное движение, закреплять ранее полученные знания по правильному поведению на дороге.
Формы работы с детьми: комплексные занятия, игры (дидактические, сюжетно – ролевые, подвижные), занятия в автогородке, чтение художественной литературы, встречи с сотрудником ГИБДД, применение полученных знаний на практике, тематические недели по правилам дорожного движения, театрализованная деятельность, беседы, досуги, праздники, развлечения, проведение выставок и пр.
Работа с родителями (законными представителями)
Родитель – пример для своего ребенка, поэтому ДОУ тесно сотрудничает и взаимодействует с семьями воспитанников.
Эффективное взаимодействие с родителями воспитанников по данному разделу осуществляется через обучения родителей методам формирования у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
Формы работы с родителями (законными представителями): организация родительского патруля, родительские собрания с приглашением инспектора ГИБДД, акции, выставки совместных творческих поделок, сотворчество родителей, детей и воспитателей, наглядность для родителей: папки-передвижки, альбомы, плакаты, стенды с детскими рисунками, анкетирование, индивидуальные консультации, беседы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.
Взаимодействие с социумом
Наш детский сад работает в тесном сотрудничестве органами ГИБДД.
При тесном взаимодействии с социумом, коллектив решает следующие задачи:
– Реализовывает единую линию предупреждения дорожно-транспортного травматизма детей на этапах дошкольного детства, придав педагогическому процессу познавательный и здоровье сберегающий характер;
– Организовывает пропаганду и всеобуч родителей по профилактике дорожно-транспортного травматизма детей дошкольного возраста.
Взаимодействие педагогов и работников ОГИБДД осуществляется в разных формах:
– посещение инспекторами ДОУ с целью оказания методической помощи в определении наиболее практически значимых тем по основам безопасности дорожного движения;
– обследование территории, прилегающей к учреждению, на предмет наличия (отсутствия) и соответствия (несоответствия) Гостам необходимых дорожных знаков, дорожных разметок, светофоров и т. д;
– разработка схем безопасных маршрутов в дошкольное учреждение;
– оказание помощи в разработке информационных «Уголков безопасности» по пропаганде безопасности дорожного движения;
– чтение лекций и проведение профилактических бесед с родителями на родительских собраниях, в повседневной жизни;
– проведение бесед с детьми;
– участие в праздниках и развлечениях;
– организация смотров-конкурсов.
Схема дорожной безопасности
ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ
Родители должны знать, что...
• Чаще всего травмы случаются по вине взрослых. Очень часто родители сами нарушают правила дорожного движения.
• Статистика сообщает, что каждый 16-й пострадавший на улице ребенок вырвался из рук сопровождавших его взрослых. При переходе дороги с ребенком следует крепко держать его.
• Обучение детей правилам дорожного движения не должно сводиться к призывам соблюдать их. В силу конкретности и образности детского мышления обучение должно быть наглядным и проходить в естественной обстановке. Следует использовать любой подходящий момент, чтобы доходчиво и ненавязчиво обучать ребенка правилам поведения на улице, в транспорте и т. д.
• Ребенок-дошкольник не должен гулять без родителей, если через двор проезжает транспорт.
• Родители обязаны доводить детей до детского сада и передавать их воспитателям.
• На улице взрослые не должны оставаться безучастными к поведению детей, вышедших гулять без сопровождения взрослых, старших.
В общественном транспорте...
При посадке и высадке из общественного транспорта (автобуса, троллейбуса, трамвая и такси):
- выходите впереди ребенка, так как малыш может упасть, а ребенок постарше может выбежать из-за стоящего транс порта на проезжую часть;
- подходите для посадки к двери транспортного средства толь ко после полной его остановки: ребенок, как и взрослый, может оступиться и попасть под колеса; не садитесь в общественный транспорт (троллейбус, авто бус) в последний момент при его отправлении (вас может прижать дверьми); особую опасность представляет перед няя дверь, так как можно попасть под колеса транспортного средства;
- научите ребенка быть внимательным в зоне остановки - особо опасном месте для него: стоящий автобус сокращает обзор дороги в этой зоне, пешеходы здесь часто спешат и могут случайно вытолкнуть ребенка на проезжую часть и т. п.
При ожидании общественного транспорта:
- стойте вместе с детьми только на посадочных площадках, а при их отсутствии - на тротуаре или обочине.
При движении автомобиля:
• приучайте детей сидеть в автомобиле только на заднем сиденье; не разрешайте сидеть рядом с водителем, если переднее сиденье не оборудовано специальным детским креслом; объясните им, что при резкой остановке или столкновении сила инерции «бросает» сидящего вперед и он ударяется о стекло передней панели; этого достаточно, чтобы пассажир погиб или был сильно ранен;
• не разрешайте малолетнему ребенку во время движения стоять на заднем сиденье: при столкновении или внезапной остановке он может перелететь через спинку сиденья и удариться о переднее стекло или панель; не разрешайте детям находиться в автомобиле без присмотра.
При проезде в общественном транспорте:
• приучите ребенка крепко держаться за поручни, чтобы при торможении он не получил травму от удара;
• объясните ребенку, что входить в любой вид транспорта и вы ходить из него можно только при полной его остановке.
Родитель-водитель, помни!!!
Малыши дошкольного и младшего школьного возраста не воспринимают опасности транспорта. Они еще не знают, что такое боль и смерть. Игрушки и мяч для них гораздо важнее жизни и здоровья. Отсюда правило: если на дорогу выкатился мяч - обязательно появится ребенок. Знай это и заранее притормози!!!
ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ
Безопасность дорожного движения во многом зависит от вас самих!
При выходе из дома:
• сразу обратите внимание ребенка на движение транспортных средств у подъезда и вместе посмотрите, не приближается ли к вам автомобиль, мотоцикл, мопед, велосипед;
• если у подъезда стоят транспортные средства или растут деревья, закрывающие обзор, приостановите свое движение и оглянитесь - нет ли за препятствием опасности.
- При движении по тротуару:
• придерживайтесь правой стороны тротуара; не ведите ребенка по краю тротуара: взрослый должен находиться со стороны проезжей части; крепко держите малыша за руку;
• приучите ребенка, идя по тротуару, внимательно наблюдать за выездом со двора и т. п.;
• разъясните ребенку, что забрасывание проезжей части камнями, стеклом и т. п., повреждение дорожных знаков могут привести к несчастному случаю;
• не приучайте ребенка выходить на проезжую часть; коляски и санки с детьми возите только по тротуару;
• при движении группы ребят учите их идти в паре, выполняя все ваши указания или других взрослых, сопровождающих детей.
- Готовясь перейти дорогу:
• остановитесь или замедлите движение, осмотрите проезжую часть;
• привлеките ребенка к наблюдению за обстановкой на дороге;
• подчеркивайте свои движения: поворот головы для осмотра улицы, остановку для осмотра дороги, остановку для пропуска автомобилей;
• учите ребенка различать приближающиеся транспортные средства;
• не стойте с ребенком на краю тротуара, так как при проезде транспортное средство может зацепить, сбить, наехать зад ними колесами;
• обратите внимание ребенка на транспортное средство, готовящееся к повороту, расскажите о сигналах указателей поворота у автомобиля и жестах мотоциклиста и велосипедиста;
• неоднократно показывайте ребенку, как транспортное средство останавливается у перехода, как оно движется по инерции.
- При переходе проезжей части:
• переходите дорогу только по пешеходным переходам или на перекрестках по отмеченной линии - зебре, иначе ребенок привыкнет переходить где придется; не спешите и не бегите; переходите дорогу всегда размеренным шагом;
• не переходите дорогу наискосок; подчеркивайте, показывайте и рассказывайте ребенку каждый раз, что идете строго поперек улицы, что это делается для лучшего наблюдения за авто-, мототранспортными средствами; не торопитесь переходить дорогу, если на другой стороне вы увидели друзей, родственников, знакомых, нужный автобус или троллейбус. Не спешите и не бегите к ним, внушите ребенку, что это опасно;
• не начинайте переходить улицу, по которой редко проезжает транспорт, не посмотрев вокруг;
• объясните ребенку, что автомобили могут неожиданно вы ехать из переулка, со двора дома;
• при переходе проезжей части по нерегулируемому переходу в группе людей учите ребенка внимательно следить за началом движения транспорта, иначе он может привыкнуть при переходе подражать поведению спутников, не наблюдающих за движением транспорта.
Что такое Детское автокресло и зачем оно нужно?
Кресла в автомобилях предусмотрены для взрослых людей и не подходят для малышей, поэтому специально для них были созданы детские автокресла. Главным предназначением этих устройств является обеспечение безопасности ребенка во время ДТП и резких маневров автомобиля. Многочисленные испытания подтвердили эффективность таких кресел, которые могут не только обеспечить комфорт ребенку, но и спасти ему здоровье и даже жизнь. Установка детских автокресел во многих странах является обязательной, что красноречиво свидетельствует о превосходных защитных качествах данных устройств.
Какая существует классификация Детских автокресел?
Перед тем как купить автокресло нужно подобрать нужный его тип в зависимости от веса и возраста ребенка. Так автокресла для малышей бывают 5-ти групп: 0, 0+, 1, 2 и 3. Автокресла группы 0 рассчитаны для детей до 1-го годика весом до 10-ти килограмм. Модели группы 0+ подойдут для малышей возрастом до 1,5 года и весом до 13 килограмм. Такие кресла могут использоваться при кратковременных поездах, не превышающих 1,5 часа. Для детей от 1-го до 4-х лет и весом 9-18 килограмм подойдут автомобильные кресла 1-й группы. Кресла 2-й группы подойдут детям от 3-х до 7-ми лет весом от 15 до 25 килограмм. 3-я группа кресел рассчитана на самых больших деток: от 6-ти до 10-ти лет весом 2236 килограмм. В зависимости от группы автомобильные кресла для детей имеют свои особенности в конструкции, применяемых материалах и устройствах безопасности.
Как выбрать нужную модель автокресла Для ребенка?
Купить автокресло на сегодняшний день не составит никакого труда, но выбрать нужную модель немного сложнее. При выборе автокресла для своего малыша обрате внимание на наличие в маркировке изделия значка ECE R44/03 или же ECE R44/04. Эти значки означают, что данная модель детского кресла прошла все необходимые испытания и соответствует Европейскому Стандарту Безопасности. Во-вторых, автомобильное кресло должно соответствовать группе, в которой находится ребенок в зависимости от возраста и веса. В зависимости от возраста ребенка могут варьироваться и разновидности удерживающих ремней. Детские автокресла должны хорошо помещаться в автомобиле и достаточно прочно крепиться. Ну и главным критерием является удобство. Малышу в автокресле должно быть удобно и комфортно, и только в этом случае можно смело приобретать понравившуюся модель кресла.